Четверг, 02.04.2020, 02:40
Приветствую Вас, Гость

Календарно - тематическое планирование работы в рамках проекта «Драматизация русских народных сказок, как средство приобщения детей к народной культуре. «Сказочное воспитание»»в группах МДОУ «Павелецкий детский сад»

Группа

Образовательная

 область

Тема

Содержание работы, цель

Дата проведения

 

 

 

Вторая младшая группа

«Социализация»

«Веселые игрушки»

Пробуждать интерес к театрализованной игре, следить за развитием действия, имитировать действия персонажа.

октябрь

«Познание»

«Природа родного края»

Расширить представление детей о растениях и животных своего края, природы России. Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателях.

март

«Чтение художественной литературы»

«Заучивание рус.нар.песенки «Мыши водят хоровод»»

Учить читать наизусть песенки. Формировать интерес к русским народным произведениям.

ноябрь

«Художественное творчество» :

 

Рисование

 

 

 

 

 

 

Аппликация

 

 

«Колобок»

 

 

 

 

 

 

«Украшение платочка»

 

Учить изображать сказочного персонажа, характеризовать его. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

 

 

Учить составлять и наклеивать готовое изображение на квадрате из элементов хохломы. Воспитывать интерес к народно - прикладному искусству.

 

 

февраль

 

 

 

 

 

апрель

 

 

 

 

 

Средняя группа

 

 

«Социализация»

 

«В гости к сказке»

Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков, следить за развитием и взаимодействием персонажей

октябрь

 

 

«Коммуникация»

 

«Вспомним народное гуляние»

Учить детей рассказывать о проведенном в детском саду народном празднике «Масленица». Чем он запомнился детям, какой сказочный герой им понравился и чем. Воспитывать интерес к русским народным праздникам и желание участвовать в них.

 

март

«Чтение художественной литературы»

«Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»»

Продолжать работу по формированию интереса у детей к русским народным сказкам. Умение понимать то, что из народных сказок можно узнать много интересного и познавательного.

ноябрь

«Художественное творчество»

 

Лепка

 

«Птичка свистулька»

Учить лепить народную игрушку, видеть особенности ее формы. Воспитывать интерес к изделиям народного промысла, к глиняным изделиям  мастеров г. Скопина .

январь

 

 

«Декоративное рисование»

 

 

«Роспись птички»

Использовать самостоятельно вылепленную игрушку для росписи, создания узоров в стиле дымковской игрушки. Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству.

апрель

 

 

Старшая группа

 

 

 

«Социализация»

 

 

 

 

« Россия»

Формировать представление о том, что Россия огромная страна, с богатой природой и историей. Познакомить с символикой России, ее столицей.  Воспитывать гордость за свою Родину.

 

 

 

октябрь

 

 

 

«Путешествие Мишутки»

Знакомить с многообразием родной природы, с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России, с различными климатическими зонами нашей страны. Воспитывать желание охранять и преумножать природное  богатство своей Родины.

апрель

 

 

«Чтение художественной литературы»

 

 

«Гуси - лебеди»

 Закрепить умение участвовать в инсценировке  русской народной сказке «Гуси - лебеди». Выразительно декламировать свою роль. Формировать эмоциональное отношение к русским народным сказкам. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

март

 

 

 

«Коммуникация»

 

 

«Красивая матрешка»

Учить составлять описательный рассказ народной игрушки матрешки. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству.

 

 

 

декабрь

«Художественное творчество»

Рисование

«Путешествие в историю предметов»

Учить изображать в рисунке старинные предметы  народного быта по выбору ребенка: самопрялка, чугунки. Воспитывать интерес к предметам народного быта.

январь

Лепка

«Барыня»

Учить лепить городецкую игрушку, учитывать особенности строения ее тела. Воспитывать интерес к изделиям народного промысла.

февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкетирование родителей на тему:

«Нужны ли детям русские народные сказки»

 

Цель проведения анкетирования:  выяснение отношения наблюдаемого к заданной проблеме.

При анкетировании ответы заносятся письменно в специально составленный анкетный лист. При анкетном наблюдении отвечающий сам читает заданные ему вопросы и отвечает на них письменно, анкетирование является анонимным.

Для определения роли русских народных  сказок в воспитании детей была взята анкета, разработанная Е.С. Тришиной.

1.На кого из героев народных сказок  хотел бы быть похожим Ваш ребенок? Почему?

_______________________________________________________________

2.Кого из перечисленных сказочных персонажей Ваш ребенок считает хорошими: Волк, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Марья-Краса. (подчеркнуть) Почему именно его?

________________________________________________________________

3.Если бы ребенок  поймал щуку-волшебницу, о чем бы он  ее попросил?

__________________________________________________________________

4.Зачем народная сказка нужна человеку?

______________________________________________________________

5.Знаете ли Вы народные праздники и традиции? Какие?

_________________________________________________________

6. Как часто Вы читаете ребенку русские народные сказки?

___________________________________________________________

7.Употребляете ли Вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки?

Да  /   Нет  /     Иногда (нужное подчеркнуть)

8. Поете ли Вы ребенку колыбельные песни?

Да   /   Нет   /    Иногда (нужное подчеркнуть)

9. Готовы ли Вы поучаствовать в драматизации  русской  народной  сказки?

Да   /    Нет (нужное подчеркнуть)

10. Необходимо  ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской народной культуры через русские народные сказки? Если «Да», то почему?

­­­­­­___________________________________________________________________________

 

 

 

«Сказка – ложь, да в ней намек-

добрым молодцам урок».

(русская народная пословица)

 

Тема проекта: «Драматизация русских народных сказок, как средство приобщения детей к народной культуре. «Сказочное воспитание»».

Автор: Алмаева Е.Н., воспитатель МДОУ «Павелецкого детского сада» Скопинского района.

Участники проекта: Дети средней группы «Солнышко»,  старшей, подготовительной групп «Теремок», родители воспитанников, педагоги ДОУ.

Этапы реализации проекта: Реализация проекта рассчитана на  2012 – 2014 учебные года.

Экспериментальная база: МДОУ «Павелецкий детский сад» Скопинского района.

Развивать в детях такие качества, как доброту, чувство товарищества, благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам, можно через приобщение их к русским народным сказкам.  Именно в  драматизации этих сказок можно прочувствовать, обыграть традиции, обычаи и саму суть жизни и особенности старины. Для того, чтобы считать себя частью своей Родины, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять опыт истории через русские народные сказки. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с помощью драматизации  народных сказок, где четко видна линия традиций, обычаев, особенностей  фольклора. Русские народные сказки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Актуальность создания проекта:

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; само реализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные сказки, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, песне или  народный фольклор: считалки, стихи, потешки и многое другое.

   В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно -образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, - к ценностям великой русской народной культуры.

     Важной задачей дошкольного образовательного учреждения, педагогов и родителей  является создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей для приобщения детей к истокам и традициям родной культуры.  Данная задача решается на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка.

   Проанализировав уровень воспитанности детей, приобщении их к народной культуре, знания ее особенностей и колорита,  разнообразие фольклорной тематики в нашем дошкольном учреждении, я пришла к выводу, что у детей необходимо систематически и постоянно формировать нравственно-этические чувства, воспитывать любовь к Родине, к традициям русской народной культуры. Данные мониторинга, анкетирования  помогли разработать систему работы, основанную на приобщении детей к национальной культуре  с использованием инсценировок русских народных сказок, посредством которых прививается у детей любовь к традициям  народной культуры. В результате у детей формируется эстетическое восприятие, патриотизм, бережное отношение к прошлому, нравственно - этические нормы, желание познать и сохранять семейные, родовые традиции.

   Именно поэтому актуально становится разработка  данного проекта по приобщению детей к русской народной культуре через драматизацию русских народных сказок, в которых ребенок на  личностной практике, творческой деятельности ощутит всю многогранность и колорит русской культуры, обычаев, традиций своего народа.

   Воспитание современного ребёнка и его познавательных, творческих  способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку нашей  стране нужны умные, сильные личности, любящие и знающие свою Родину.

Таким образом, система работы дошкольного учреждения по приобщению детей к истокам русской народной культуры через драматизацию, инсценировки русских народных сказок с использованием: предметов народного быта, песен, хороводов, игр, народных костюмов и т.д.  показывает, что мы занимаемся важным делом: учим детей не забывать свои корни, традиции, национальный колорит.

Классификация и вид проекта:

В данном проекте систематизированы и  обобщены :

Исследовательско - творческий проект– дети осуществляют  исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде творческого продукта: стенды,  драматизация, картотека сказок, изготовление афиш, приглашений, организация выставок и т.д.

Ролево - игровой -  дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы, помогают друг другу понять смысл предлагаемого материала и т.д.

Цель проекта: создание благоприятных условий для воспитания творчески развитой личности через активацию познавательной, творческой деятельности дошкольников на основе приобщении детей к традициям, обычаям русской национальной культуры через инсценировки и драматизацию русских народных сказок.

Основные воспитательные и образовательные задачи:

-Пробудить интерес к истории и культуре России.

-Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, творческого потенциала ребенка через инсценировки русских народных сказок.

-Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

-Знакомить детей с русскими народными сказками, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа и его истории.

- Составить систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников национального достоинства.

-Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах возрождения и творческого развития лучших традиций русской национальной культуры, возрождения интереса к народным сказкам их чтению, просмотру, семейных инсценировках.

Драматизация русских народных сказок развивает у детей:

- Атмосферу национального быта.

-Возможность широкого  использования фольклора (песен, танцев, пословиц, поговорок и т. п.)

- Умение различать   традиционные и обрядовые праздники.

-Интерес  к  народному  искусству и истории родного края

Необходимые  условия для реализации пректа:

-Поэтапное формирование у дошкольников, начиная с раннего возраста интереса к русским народным сказкам, их инсценировки для развития  духовного, нравственного, патриотического воспитания.

- Возрождение, сохранение, ценностей русской народной культуры.

-Освоение русских народных традиций, формирование национального самосознания в процессе творчества детей, чтению народных сказок, поговорок, загадок, рассматривание иллюстраций, творческой реализации, закрепления полученных знаний и умений при условии педагогического руководства.

- Участие детей, родителей и педагогов в народных праздниках, развлечениях и играх.

- Знакомство с особенностями родного края, его природными богатствами. Учить детей любить природу своей Родины, оберегать ее и приумножать.

-Создание среды в группе и ДОУ, носящей национальный характер, уголков «Ряженья», с содержанием в них народных, сказочных костюмов.

-Знакомить с историей своей Родины, ее былинными и сказочными героями, которые любили  Русь и готовы были постоять за нее.

-Разработка плана взаимодействия с педагогами, семьями воспитанников.

  Основные принципы работы по поекту:

- принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;

- принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;

-принцип наглядности и занимательности, предлагаемый материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;

-принцип комплексного и интегративного подхода - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе воспитательно – образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми;

-принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей;

-единство речевого, художественно-эстетического и духовно-нравственного развития;

- непрерывность и преемственность.

Работа по данному проекту включает направления программы воспитания и обучения детей  в детском саду:

-познание,

-коммуникацию,

-чтение художественной литературы,

-художественное творчество,

-физическую культуру,

-музыку,

-самостоятельную деятельность ребенка,

-организованные формы обучения на занятиях,

-совместную деятельность взрослого и ребенка,

-игру.

  В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

-сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

-единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

-принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

-решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

-построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

-принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Пути решения проекта:

-обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираюсь создавать;

-учесть требования и мнения всех участников создаваемого проекта;

- разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей нашего дошкольного учреждения;

-оценить риски реализации данного проекта.

Этапы реализации проекта:

Преподнесение материала идет циклично, по спирали, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания.

На первом этапе  дети знакомились с русскими народными сказками, их героями, особенностями их характера, поведения. Узнали о истории русской народной культурой,  ее быта и традициях. В результате дети начинают понимать сущность и особенность русской народной сказки и русского человека, его народной культуры, с ее  особенностями, самобытностью и  колоритом. Происходит прослушивание русских народных мелодий и песен.

 На втором этапе дошкольники продолжают знакомиться с русскими народными сказками, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом» «Знакомство с народным бытом», «Знакомство с русскими народными песнями и танцами», расширяя представления детей о русской народной культуре.

 Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми, родителями и педагогами  пополняется организованная в дошкольном учреждении «Комната старины» предметами русского быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

На третьем этапе особое место  занимает практическая деятельность детей, в которой реализуются полученные знания и умения детей в ходе творческого процесса: создание иллюстраций к русским народным сказкам, придумывание костюмов для героев, подбор народных песен, хороводов. Совместно с детьми и родителями создаются красочные афиши, приглашения для представления. И важным заключительным моментом является инсценировка русской народной сказки с участием детей, а в некоторых случаях и родителей.

 Каждый этап завершается подведением итогов. В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о особенности русской народной сказке, ее воспитательного и обучающего воздействия, различных областях русской народной культуры.

На этом этапе работа велась  сразу в нескольких направлениях:

-привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности: народные праздники, развлечения, концерты, выставки, конкурсы, тематические вечера;

   -работа с родителями по привлечению их к совместной деятельности: подготовка костюмов, аудиозаписи, видеозаписи, приобретение оборудования, материала, работа со средствами массовой информации, участие в драматизации, конкурсах;

-привлечение педагогов и сотрудников ДОУ для участия в проекте, создания условий для апробации методического внедрения  тематики проекта в работу с детьми разного возраста;

 -слежение за ходом выполнения проектно – поисковых работ, сбору, оформлению и презентации результатов реализации проекта.

Предполагаемый результат:

Дети:

-Умение реализовать свои знания  сказок, культуры, обычаев, быта через драматизацию русских народных сказок.

-Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

 - Формирование чувств национального достоинства.

- Широкое использование всех видов фольклора.

 -Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре через драматизацию русских народных сказок.

Родители:

-Сформированная активная родительская позиция;

-Повышение компетентности родителей в вопросах русской национальной культуры;

- Создание семейных инсценировок  русских народных сказок, понимание их важности в приобщении детей к народной культуре и истории;

-Активное участие родителей в жизни ДОУ.

Педагоги:

-Повышение профессионализма педагогов в вопросах национальной культуры;

-Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральная удовлетворённость;

-Улучшение качества работы по формированию у детей национального самосознания.

-Внедрение в образовательный  процесс своей группы работы по инсценировкам русских народных сказок, ведение кружковой работы, работы по самообразованию.

 

В ходе реализации проекта в  работе с детьми использовались:

-игры – занятия: «В гостях у сказки», «Природа России», «Два терема» и т.д.;

-развлечения: «Василиса приглашает», «Баба Яга - против», «Ярмарка народных игр», народные праздники «Масленица», «Коляда» и т.д.;

 - просмотр телепередач, сказочных постановок;

-чтение русских народных сказок, с рассматриванием иллюстраций;

- тематические недели: «В гостях у сказки»,  «Неделя богатыря», «Приглашение в сказочное путешествие» и т.д.;

- познавательные занятия в «Комнате старины»;

 - викторины, конкурсы: «Лучший портрет сказочного героя», «Народный праздник», « Любимая русская народная сказка» и т.д.;

- выставки детских рисунков по сюжетам  русских народных сказок;

- инсценировка, драматизация русских народных сказок;

-шитье костюмов.

Приобщение детей к русской народной кул