Четверг, 02.04.2020, 03:49
Приветствую Вас, Гость

Образовательный проект

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности  у детей дошкольного возраста. «Берегись бед, пока их нет»».

Вид проекта: практико-ориентированный.

Актуальность темы: Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сможет ли защитить себя ребенок, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

Работа по этому вопросу должна включать все направления программы воспитания в детском саду:

-организованные формы обучения на занятиях,

-совместную деятельность взрослого и ребенка,

-познание,

-коммуникацию,

-художественное творчество,

-физическую культуру,

-самостоятельную деятельность ребенка,

-игру.

Именно поэтому, наше дошкольное образовательное учреждение уделяет большое внимание вопросам здоровья сбережения детей и их безопасности.

Цель моего проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, природы, быта.

Задачи проекта:

-Формировать и расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;

- Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице и в природе;

-Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, в общении  с незнакомыми людьми;

Этапы реализации проекта:

Первый этап: Подготовительный.

Цель: определить основные направления работы.

Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.

Второй этап: Организационный.

Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.

Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.

Третий этап. Основной.

Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности. Задачи: подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.

Четвертый этап. Аналитический.

Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.

Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.

Пятый этап. Заключительный.

Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и специализированных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.

Реализация каждой определенной темы проходит через три этапа:

-Начальный: рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игр, знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и соответственно меры предосторожности;

-Основной: тематические занятия, тематические дни, встречи-беседы, организация экскурсий, досугов, развлечений, игры.

-Итоговый: продуктивная деятельность, участие в районных, областных, муниципальных, садовских  конкурсах.

В рамках проекта я предлагаю, выстраивая педагогический процесс, уделять большее внимание игре. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические, так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, на улице). Содержание проекта отвечает интеллектуальным возможностям старших дошкольников. Исходя из психологических особенностей детей, большое внимание уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей.

Результатами этой деятельности являются:

-создание альбома «Азбука безопасности»,

- выставки детских рисунков по темам : «Светофорик- друг пешехода», «Съедобное, не съедобное» и многие другие,

-фотоотчеты занятий и других видов деятельности,

• макет « Улица в движении»,

• конспекты занятий и тематических дней, развлечений, досугов,

• сборник «Копилка загадок», «Лесная корзина» и т.д.

• мультимедийная презентация.

Реализация проекта «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ» поможет:

-Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, в природе и в быту;

-Выработать порядок действий в чрезвычайных ситуациях;

-Сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Для решения задач проекта, необходимы условия. Одно из них - это среда. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае развивающая среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Комната «Познавательной активности» в ДОУ оснащена техническими средствами, дидактическими играми, развивающими макетами, книгами разных авторов на соответствующую тематику, энциклопедии, транспортом: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции), настольно-печатными играми, разными альбомами на данную тему, детскими рисунками, аудиокассетами, иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей и т.д.

Таким образом, достижения воспитанников в формировании правил безопасного поведения являются объективно высокими, что позволяет оценить достаточно высокий результат сложившейся системы работы в образовательном процессе. Для сохранения здоровья детей, снижения заболеваемости и пропаганды здорового образа жизни в детском саду созданы все необходимые условия:

- гибкий режим дня;

- закаливающие мероприятия;

- полноценное питание, витаминизация;

- медицинский кабинет;

- соблюдение СанПиНов;

- комната релаксации;

- спортивная площадка;

- двигательный режим;

- музыкальный зал;

-тематические занятия.

Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволит успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения. Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту происходит на родительских собраниях, открытых занятиях, семинарах и консультациях.

Контакт с родителями помогает не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятиях. Особенность получения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Родители являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей.

Формы работы с родителями воспитанников:

-индивидуальный диалог;

-приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах, в природе, с незнакомыми людьми;

-знакомство с публикацией из местной прессы;

-проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;

-информированность родителей о положительной динамике сформированности правил безопасного поведения у детей;

-участие в конкурсах;

-информационные стенды, папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком с учетом возраста детей.

Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать и ее для обучения ребенка правилам безопасности.

Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами основ безопасности жизнедеятельности детей. В течение года в папках-передвижках, помещаю материал о правилах, которые должны быть усвоены детьми, перечень литературы для взрослых и детей.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров, правила поведения дома и с незнакомыми людьми.

 Результаты реализации проекта :

Дети:

- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

- знание правил безопасного поведения на улицах поселка, города, в прирде.

- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

Родители:

- осознанная причастность к воспитанию у себя и своих детей основ безопасности жизнедеятельности.

Педагоги:

- сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни. Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.

Выводы: Я убедилась, что целенаправленная работа по данному проекту дает, несомненно, положительные результаты.

Решение: Данное направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике основ безопасности у детей.

 

Список информационных источников

1. 1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.

2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.

3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.

4. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2008.

5. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.

3. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

4. Добрякова В. А., Борисова Н. В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателеля детского сада. – М. : Просвещение, 1989.

5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

6. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.

7. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М. : ВАКО, 2006.

8. Степененкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1979.

 

Актуальность проекта по  формированию основ безопасности жизнедеятельности

у детей дошкольного возраста.

    Ни для кого не секрет, что особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

Проект направлен на формирование у старших дошкольников навыков безопасного стиля жизни, способности предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а также использовать полученные знания и умения для своей безопасности.

Поэтому формирование осознанного выполнения правил поведения в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта приобретает особую значимость.

В своем  проекте я постаралась привести в систему занятия по основам безопасности жизнедеятельности. Проект может быть использован педагогами для занятий в условиях детского сада. Он предназначен для активной деятельности самих детей.

Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи проекта:

-Формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;

-Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;

-Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;

-Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

    Реализация каждой определенной темы проходит через три этапа:

-Начальный: рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игр, знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Анкетирование педагогов и родителей, мониторинг по ОБЖ. 

-Основной: комплексные занятия, тематические дни, встречи-беседы, организация экскурсий, досугов, консультации для родителей и воспитателей.

-Итоговый: открытые занятия инновационного типа для родителей и воспитателей, продуктивная деятельность, участие в конкурсах ДОУ, района, области.

В рамках проекта я предлагаю, выстраивая педагогический процесс, уделять большее внимание игре. Игры использованы в воспитательно-образовательном процессе, как в настоящем виде, так и в качестве основы для разработки новых дидактических игр с более широким и глубоким содержанием.

Содержание проекта отвечает интеллектуальным возможностям старших дошкольников. Исходя из психологических особенностей детей, большое внимание уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей. На усвоение определенного материала отводится примерно два месяца, в течение которого «доминируют» конкретные воспитательно-образовательные цели.

Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволит успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения. Тесный контакт с родителями поможет не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятиях.

Продуктами проектной деятельности являются:

  • создание  «Азбуки безопасности»,
  • выставки детских рисунков,
  • фотографии занятий,
  • макет «Уличное движение»,
  • конспекты занятий, тематических дней, досугов и развлечений,
  • сборник картинок «Будь осторожен», «Чужой где-то рядом» и т.д.,
  • видео- презентация «Берегись бед, пока их нет».

Реализация проекта «Берегись бед, пока их нет» поможет:

-Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, в природе и в быту;

-Выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях;

-Сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

План-график  работ

Наименование этапов работ

Мероприятия

Результат

Начальный

Анкетирование родителей, детей

Разработка методических материалов, обогащение предметно-развивающей среды

Основной

Тематическое занятие « Огонь друг или враг?»

Расширение представлений детей о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем, выставка рисунков

Основной

Развлечение «Отважные пожарные»

Выработка умения работать в команде, тренировка быстроты в смене действий по ситуации

Основной

Тематический день «День красного петуха»

Презентация копилки загадок

Итоговый

КВН «От маленькой искры большой пожар бывает»

Обобщение знаний детей по правилам пожарной безопасности

Основной

Тематическое занятие «В гостях у Светофорчика»

Закрепление представления детей о предназначении «зебры», светофора и некоторых дорожных знаков, выставка рисунков

Основной

Создание макета «Едут машинки по улице города»

Макет

Итоговый

Музыкальное представление «Правила дорожные – правила надежные»

Участие в  конкурсе ДОУ «Мой друг Светофорик»

Основной

Тематический день

«В гостях у доктора Айболита»

Активизация интереса к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья, пополнение копилки загадок

Основной

Экскурсия в детскую поликлинику

Расширение знаний о профессии врача, знакомство с навыками оказания элементарной помощи, выставка рисунков

Итоговый

Тематический день «Путешествие в страну спорта и здоровья»

Активизация знаний детей о том, как укрепить и сохранить здоровье

Основной

Викторина «Не всякий встречный друг сердечный»

Закрепление знаний об опасных последствиях контактов с незнакомыми людьми

Итоговый

Составление книжки-малышки для детей детского сада «Азбука безопасности»

Презентация книжки

Итоговый

Игра «Поле чудес»

Закрепление знаний детей